Создание куклы Милтон

Проследим за процессом создания Милтона. Моя цель — сделать лицо с нормальными, непреувеличенными чертами. Я постоянно проверяю форму и размеры этих черт, чтобы они соответствовали лицу Милтона. Хотя это и не шарж на реального персонажа, но вопросы, которые я задаю, и процесс лепки будут теми же, что и при лепке с передачей реального сходства.
Примечание: работая над Милтоном, я старалась сделать его лицо реалистичным, а потому не прибегала к утрированию. Возможно, вам захочется сделать более эксцентричный шарж путем увеличения или уменьшения деталей. Демонстрируемый ниже подход применим и в этих случаях. Чтобы придать шаржу сходство, вам так или иначе придется уделять пристальное внимание а) форме черт лица и б) соотношению между пи-ми или их взаиморасположению. При создании шаржа руководствуйтесь следующим общим правилом: если форма деталей или расстояние между ними больше среднего, сделайте их еще больше, и наоборот. Для этого нужно помнить о средних пропорциях и в то же время добиваться достоверности при передаче основных черт лица модели.

У Уилберта и Милтона немало общих черт, но пропорции туловищ определенно не входят в их число. Руки, ноги и голова Уилберта (слева) длиннее обычных. Это придает ему эксцентричный и карикатурный вид. Милтон средних пропорций и более похож на реального человека.

Это Милтон, мистер «Обычный парень».

Передача сходства начинается с каркаса. Какова форма головы: круглая, квадратная, продолговатая? Осмотрите голову во всех ракурсах. Как располагаются глаза по отношению к остальной части головы? Насколько широко они расставлены? Как близко они к вискам? Ответы на эти вопросы определят форму основы из фольги и расположение глазниц. Не спешите на этом этапе. Хотя каркас и не виден, но его форма, безусловно, влияет на глиняную оболочку.

Покройте каркас глиной. Обозначьте черты лица. Сейчас самое время определить, как детали лица соотносятся друг с другом и со средним лицом. Рот расположен высоко или низко? Нос широкий или узкий? Хотите что-то акцентировать? Внесите нужные коррективы. Лучше сделать это сейчас, пока формы лица еще не воплощены в глине.

Посмотрите на голову в профиль. Похожа ли она на оригинал? Проведите прямую линию от лба до подбородка. Под каким углом она проходит? Какие черты лица лежат за линией? А какие перед ней? При необходимости нарастите лоб и подбородок.

Проверьте форму лица, глядя на него спереди. Отвечают ли его ширина и высота пропорциям лица объекта? Все в порядке?

Загладьте края аппликаций из глины.

Наметьте форму губ. Какова их толщина по отношению к ширине? Губы не поздно будет подправить и после размещения на лице, но этот шаг даст вам хороший старт.

Наложите губы на контур рта. Как широко нужно растянуть уголки губ? Прикиньте, где будут находиться зрачки, и сравните ширину губ с расстоянием между зрачками. (Примечание: на небольших лицах я добавляю глаза после щек, иначе выровнять их, не нарушая положения глаз, будет трудно. На лицах больше 7 см в длину лучше вначале добавить глаза.) Подрежьте детали губ до уровня носа и до начала подбородка соответственно. Придерживайтесь контуров первоначального наброска.

Выровняйте и разгладьте края. Не доводите на этом этапе отделку до «совершенства». Ограничьтесь грубой прикидкой.

Тупым шилом скруглите губы и щеки, расширяя и формируя их.

Определите форму губ. Обратите внимание на линию между сомкнутыми губами вашего объекта. Она симметрична или асимметрична?

Загладьте и сформируйте губы кистью.

Сверьте форму губ со своим рисунком или с моделью. Они слишком полные? Или слишком тонкие? Поворачивая голову, сравнивайте ее с моделью под разными углами. Я решила добавить кусок глины к нижней губе Милтона, чтобы сделать ее полнее.

Вновь проверьте форму головы в профиль. Сейчас верхняя губа выдается сильнее, чем было задумано, поэтому я удаляю излишки.

Теперь эти губы мне нравятся, и я перехожу к носу.
Придайте носу нужную форму и установите его на место. Сверьтесь с рисунком или с моделью. Где . начинается нос по отношению к глазам? Какой он формы? Каков угол его наклона? Как близко он к губам? Какой он ширины? Вы хотите подчеркнуть какую-нибудь его часть?

Заметив, что в верхней части нос выдается вперед больше, чем надо, срезаю излишки глины.

Добавьте ноздри и опять проверьте форму носа.

Носовая перегородка наклонена больше, чем у моей модели, и я добавляю немного глины.

Определите форму щек. Скула не слишком выступает над каркасом из фольги, поэтому я добавляю на нее аппликацию. Насколько упитанно лицо вашей модели? Я добавляю глиняную форму для щеки. Форма не просто накладывается спереди на лицо, но и охватывает его до уха.

Разгладьте щеки в области носа и по обе стороны лица. Есть ли у вашего объекта глубокие складки между ртом и щеками? Желая сделать шарж улыбающимся, заставьте вашу модель изобразить улыбку и посмотрите, что происходит при этом со складками вокруг рта. Посмотрите, виден ли в профиль уголок рта или он скрывается за кривизной щеки?

Вставьте глазные яблоки. Я сделала их из обожженной белой глины. Насколько глубоко посажены глаза у вашей модели. Насколько переносица видна в профиль.

Рассмотрите глаза спереди. Сравните расстояние между ними у куклы и у вашего объекта. Размер глаз больше или меньше, чем у модели} Они выглядят именно так, как вы и задумали} Примечание: не желая, чтобы на следующих снимках у Милтона был пустой взгляд, я добавила радужку и зрачки из цветной глины. А вы, если хотите, можете оставить глаза белыми и раскрасить их после обжига.

Добавьте веки. Разгладьте их края. Каков угол наклона век. Какая часть верхнего века видна. Велики ли мешки под глазами. Какова форма нижнего века.

Добавьте нужное количество глины между бровью и глазом.

Разровняйте и разгладьте лицо.

Рассмотрите лицо под разными углами. Соответствует ли оно чертам лица вашего объекта} Отступив, я рассматриваю все лицо в целом, и мне начинает казаться, что такому типажу подошли бы совсем другие губы. Пришло время сожаления по поводу того, что передо мной нет живой модели или ее портрета! Опираясь в работе лишь на память, трудно добиться хороших результатов. К тому же, по-моему, отпечаток на скульптуру накладывает и подсознательное видение.
Положившись на интуицию, меняю форму губ. А еще слегка смягчаю носогубные складки. Такое лицо мне больше по душе. При первой лепке бывает трудно решиться на переделку, ведь так не хочется разрушать то, над чем мы так усердно корпели. Но не бойтесь вносить изменения. Пусть губы получились изящными или выразительными, но что толку, если у модели форма губ совсем другая.

Вновь проверьте форму головы в профиль. Обозначьте местоположение уха.

Добавьте накладку для поддержки уха.

Установите С-образную заготовку уха на место.

Выровняйте задний край уха.

С помощью шила придайте уху нужную форму. Его наклон такой же, как и у уха вашей модели. А форма мочки похожа на оригинал.

Снова посмотрите на голову в профиль. Хотите что-то изменить. Еще не поздно!

Покончив с отделкой, нанесите линии морщин. Чтобы они получились тонкими, разровняйте их и разгладьте, нанеся кистью тонкий слой пасты для чистки рук.
При желании добавьте глины на брови. Обратите внимание на их форму. Хорошо рассмотрите брови модели. Где они начинаются? Где заканчиваются? Где располагается самая верхняя точка каждой из них? Посмотрите на шею и определите угол ее наклона.

Изготовьте пустотелую заготовку шеи нужного размера. Прикрепите шею к голове, загладив ее края.

Проверьте результат. Обожгите голову.
Хоп! Я говорила, что работа не закончена, пока изделие не обожжено? Ну, возможно, работа никогда не бывает закончена, пока мы сами так не решим! А для педанта вроде меня сказать «Готово!» очень трудно. Сразу же после обжига Милтона мне стало казаться, будто у него пустые, невыразительные глаза. Так… Я взяла нож, осторожно отделила глиняные радужки со зрачками и…

…дорисовала их, когда раскрашивала остальную часть головы. Вот теперь я закончила!